вторник, 6 апреля 2010 г.

Рене Магритт - Василий Кандинский

Французский философ Мишель Фуко в 1973 году написал книгу «Это не трубка», в которой он размышляет об этой картине: «В высказывании Магритта нет противоречия: представляющий трубку рисунок сам трубкой не является. И, тем не менее, существует привычка речи: что на этой картинке? – это теленок, это квадрат, это цветок. Калиграмма – тавтология, она захватывает вещи в ловушку двойного начертания… Старинное тождество между сходством и утверждением Кандинский устраняет одним полновластным жестом, избавляя живопись от того и другого. Магритт же действует через разъединение: разорвать между ними связь, установить их неравенство, заставить каждое из них вести свою собственную игру, поддержать то, что проявляет природу живописи, в ущерб тому, что ближе к дискурсу»

Обратимся к книге В.В.Кандинского "О духовном в искусстве", которая послужила основой абстракционизма. «Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью», - пишет Кандинский. Так рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» - очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю называть «абстрактное искусство» конкретным искусством.

Итак, «магический реалист» Магритт, считавший, что даже заголовок картины должен «удивлять и завораживать и «реальный" абстракционист Кандинский, дававший названия картинам - «Композиция » «Импровизация»
Каждый их них создает свою, особую реальность. Для абстрактного искусства это «чистые красочные созвучия и ритмы», связь между звуком и цветом, отношение к цвету как к музыкальной ноте, а не реальные образы. «Зеркально отражать предметы» Кандинский считает унизительным - «...в такие времена искусство ведет унизительное существование, оно используется исключительно для материальных целей»
«Есть мысль, которая видит
и которая может быть
описана зримым образом"
–отвечает Магритт.

Однако живопись Магритта не находится совершенно в стороне от осуществленного Кандинским; она являет противоположную и в то же время дополняющую фигуру.
Ссылки на материалы по теме:
Рене Магритт. Фотопортрет работы Лотара Воллеха.

Комментариев нет:

Отправить комментарий