среда, 7 апреля 2010 г.

Эффект подлинности.«Джоконда» Леонардо да Винчи

Эффекта подлинности, поражающего в картинах Хогстратена великому Леонардо да Винчи удалось добиться на полтора столетия раньше при помощи знаменитого приема сфумато.
«Он хотел создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека» А.Дживелегов.
Первым человеком, прославившим Джоконду , был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Автор «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться, ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи...». Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.

«Какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы?.. Одно — это чудесное леонардовское сфумато. Недаром Леонардо любил говорить, что „моделировка — душа живописи“. Именно сфумато создает влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Сфумато — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Второе средство — это отношение между фигурой и фоном. Фантастический, скалистый, словно увиденный сквозь морскую воду пейзаж на портрете Моны Лизы обладает какой-то другой реальностью, чем сама ее фигура. У Моны Лизы — реальность жизни, у пейзажа — реальность сна. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение ее собственной мечты. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит; что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа» Борис Виппер.

До сих пор каждый пытается разгадать тайну этой удивительной улыбки, почувствовать проникнуть в тайный мир желаний, чувств, грез Джоконды.

"Мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на все последующее развитие жанра. Уже в ХХ веке живописцы неоднократно обращались к этому образу:
Казимир Малевич в 1914 году сделал «Композицию с Моной Лизой». http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/Malevich%2C_Composition_with_Mona_Lisa.jpg
Дадаист Марсель Дюшан в 1919 году создал знаковое для последующих произведений художников произведение «L.H.O.O.Q.», которое представляло из себя репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами. http://i9.photobucket.com/albums/a53/shakko/readymade-lhooq-1597-mid.jpg
Рене Магритт в 1960 году создал картину «La Gioconda», где нет Моны Лизы, а есть окно. http://i9.photobucket.com/albums/a53/shakko/la-gioconda-1651.jpg
Энди Уорхол в 1963 и 1978 сделал композицию «Четыре Моны Лизы» и «Thirty Are Better Than One Andy Warhol» (1963), «Mona Lisa (Two Times)» (1980).
Сальвадор Дали в 1964 году написал «Автопортрет в образе Моны Лизы».

Материалы использованных ресурсов:

Комментариев нет:

Отправить комментарий