среда, 7 апреля 2010 г.

Джузеппе Арчимбольдо. Фантастический портрет.

Работы великого Леонардо оказали влияние на творчество Джузеппе Арчимбольдо . Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Именно знакомство с наследием Леонардо послужило толчком к творчеству Арчимбольдо .
Глядя на полотна художника трудно поверить, что им больше четырех веков, по затейливости замысла кажется – это картины каких-нибудь относительно недавних мастеров:


Остановимся у картины «Библиотекарь». Художник написал ее в 1566 году (Oil on canvas, 97 x 71 cm Skoklosters Slott, Bålsta (Stockholm) Kunsthistorisches Museum, Vienna) Его "Библиотекарь" состоит только из книг!!! Эта картина названа «триумфом абстрактного искусства в 16-м столетии».
«Умение Арчимбольдо передать незримое через зримую иллюзию не имеет себе равных», — отмечали современники.


Джузеппе Арчимбольдо (15271593) — итальянский живописец, декоратор, представитель маньеризма. В его творчестве усматривают предвосхищение сюрреализма. Он долгое время работал при дворе Фердинанда I в Праге, пользовался покровительством императоров Максимилиана II и РудольфаII, даже удостоился графского титула. Он творил причудливые композиции, портреты из цветов, фруктов, раковин и других предметов. В ХХ веке Арчибальдо был вновь «открыт» сюрреалистами, воспринимавшими его как одного из предшественников.

Его картины полны аллегорий. Портреты можно долго разглядывать, восхищаясь мастерством и фантазией художника. Это не точное изображение "очеловеченного" образа, но и не "заумные" фантазии, когда каждый видит то, что ему хочется. Замысел художника легко понимается.

Джуззеппе Арчимбольдо один из первых стал использовать свойства оптической иллюзии. Среди сохранившихся работ его картины - перевертыши- "Повар" и "Блюдо с овощами", на которых при повороте на 180градусов появляется совершенно новое изображение (нартюморт при переворачивании превращается в портрет)

Большинство полотен Арчимбольдо – воплощение игры ума, как раз в духе маньеризма, когда форма иногда выглядит затейливей содержания и одна из главных задач – поражать воображение. Изобретательностью сочетаний предметов Арчимбольдо напоминает Иеронима Босха, но если у Босха каждая деталь – символ, то у Арчимбольдо картина – это один большой прием виртуозного владения искусством коллажа. Человек сливается с природой, перетекает в нее, распадается на части – и, наоборот, из разрозненных предметов составляется портрет человека, со вполне определенной внешностью и даже уловимым характером. Как же увлекателен этот своеобразный калейдоскоп!

Последнюю картину Арчимбольдо «Вертумн» рассматривают как своеобразную модель Вселенной — мироздание может быть бобовым стеблем, великаном, змеей, зеркалом, человеческим лицом. Подобное представление характерно для древних культур. Так, в индийских космогонических текстах Вселенная представлена как тело жертвенного коня: небо — его хребет, звезды — кости, страны света — бока, ветер — дыхание, трава и деревья — шерстинки на шкуре. Увлеченные оккультными науками, ученые «пражской школы» стремились овладеть знаниями, которые хранили тайные доктрины, а также постичь реальные детали мира природы. Дух свободомыслия и терпимости объединял людей, являвшихся убежденными сторонниками пансофии — универсального знания. Среди этих замечательных ученых был и Арчимбольдо.
Его картины – это спиритуальная попытка проникнуть в тайны бытия, подобно мастерам – иконописцам, которые создавая образ Богоматери или Святого Николы, изображая Страшный суд или события из жизни Христа, пытались ответить себе и своим современникам на самые насущные и важные вопросы. Пытались проникнуть в тайны прошлого и будущего мироздания, в тайны Вселенной, разделить добро и зло, найти своё место в мире, смысл собственного существования.

Такое сравнение может показаться странным, но ведь кроме классического направления в иконописи в XII веке появились другие течения, склонные к нарушению уравновешенности и гармонии в сторону большей спиритуализации образа. В некоторых случаях это достигалось повышенной экспрессией живописи (фрески
церкви св. Пантелеимона в Нерези 1164 года, иконы «Сошествие во ад» и «Успение» конца XII века из монастыря св. Екатерины на Синае).
В самых поздних произведениях XII столетия стилизуются одежды и пропорции фигур, которые становятся чрезмерно вытянутыми и тонкими. Стилизация проявилась максимально в позднекомниновском маньеризме. Это фрески
церкви святого Георгия в Курбиново, иконы («Благовещение» конца XII века из собрания на Синае). Фигуры наделены резкими и стремительными движениями, складки одежд замысловато вьются, лики имеют искаженные, специфически выразительные черты.
В России есть образцы этого стиля, например фрески
церкви святого Георгия в Старой Ладоге и оборот иконы "Спас Нерукотворный", где изображено поклонение ангелов Кресту.

Ссылки на материалы использованных ресурсов:

Комментариев нет:

Отправить комментарий